Творчество художника А.В. Фищева

А.В. Фищев:  жизнь и творчество

(28 августа (09 сентября) 1875г. -06 апреля 1968г.)

Александр Владимирович Фищев родился 28 августа (9 сентября) 1875 г. в д. Богородская Вятской губернии в семье крестьянина-бедняка. Однако, родители дали Александру возможность учиться в школе, всячески поощряли его увлечение рисованием и первыми опытами в живописи.

В 25-летнем возрасте сбылась его сокровенная мечта, его приняли в Казанскую художественную школу. Выходец из самых низших крестьянских слоев, из «медвежьего края», в глухое царское время смог получить не только среднее специальное образование, но и блестяще окончить Императорскую Академию художеств, стать живописцем, кроме того, окончить Императорский Археологический институт и получить звание ученого – археолога. Ко всему прочему, он смог получить еще и высшее педагогическое образование, окончив высшие министерские педагогические курсы.

Петербургская Императорская Академия художеств

Александр Владимирович Фищев постоянно работал, не было года или месяца, когда бы он ничего не писал или не рисовал. Однако в его творческой активности четко выявляются периоды взлетов, а потом падений, новых подъемов и новых падений.

Так, например, наиболее плодотворным в его творчестве был период с 1912 по 1917 годы. В этот отрезок времени он утверждается, как крупный живописец, его многочисленные работы, которые он экспонировал на весенних и осенних выставках, охотно раскупались. Среди картин были такие: «Цыганка гадала», «Боярышня», «Чаепитие» и другие, причем некоторые были закуплены за рубеж.

В это время семья Александра Владимировича была хорошо обеспечена. Он прилично зарабатывал в художественной школе столицы, а Мария Дмитриевна работала солисткой в столичном хоре Бирючева, причем на заработанные деньги она купила концертное фортепьяно фирмы Беккер.

От бытовых забот оба освобождались, так как у них жила няня, которая ухаживала за детьми – Танечкой и Колей, вела домашнее хозяйство. Тогда же Александр Владимирович открыл свою художественную мастерскую. Постоянно имел заказы на портреты. О творчестве этого периода можно судить по таким картинам, которые сохранились в коллекции художника, как «Актриса», «Под зонтиком», «Девушка с цветами», «Беляева» и многие другие.

 

"Девушка у ручья» (1909 г.)
«Девушка у ручья» (1909 г.)

На картине изображена крестьянская девушка у лесного ключа, которая набирает воду в берестяные бураки. Одета она в домотканую одежду, на голове желтый платочек, подпоясана красным фартуком. По правую сторону от девушки густой лес, стоящий плотной стеной, в котором видны старые наклонившиеся деревья. На переднем плане сломанное дерево, которое окружают травы и цветы. Вода в ключе холодная и прозрачная, так и хочется ее попробовать. Художник хотел показать отношение человека к природе, о бережном отношении к родникам. Это место старались обустроить, черпать воду не из ключа, а чтобы она стекала по деревянному желобку.

 

«Девушка с цветами» (1917 г.) Холст. Масло 65х53
Разрушенная мельница (1912 г.) Холст. Масло. 31х41
Разрушенная мельница (1912 г.)
Холст. Масло. 31х41

 

«Под белым зонтом», 1912, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых
Портрет Е.Д.Беляевой, 1916 г.
Портрет актрисы, 1913 г.
Лесное озеро (1919 г.)
Лесное озеро (1919 г.)

Это озеро в зеленых берегах. Загадочное безмолвие вокруг. Удивительное затишье. Как будто вода вобрала в себя и отразила, кроме прибрежного леса, еще что – то.

В картине преобладает зеленый цвет: зеленые деревья на переднем плане, зеленая трава, среди которой не широкая дорожка. Вода в озере настолько прозрачная, что в ней видно отражение деревьев и кустарников. Дальше мы видим ясное небо и яркое солнце, из – за чего деревья кажутся в чудесном багряном, желтом уборе.

И воздух замер. И небо. И деревья. Когда смотришь на пейзаж лесное озеро, хочется побывать там, полюбоваться красотой родной природы. Это чувство проявляется благодаря тому, что художник заинтересовал нас, увлек в мир природы.

 

Рожь (1920 г.)
Рожь (1920 г.)

На картине изображен летний день. Золотисто – желтая рожь сверкает жарко, веселит взгляд. Легкий ветерок качает колосья, подобно волнующемуся морю. Часть урожая сжата и связана в снопы. Небо художник изобразил голубым, с кучевыми облакам

После этого «взлета» в творчестве живописца наступает период «падения», когда из-за голода в Питере Фищев эвакуировался с семьей на свою Родину в Кумены, оставив все имущество в Питере.

Началась трудная тяжелая жизнь в сельской местности. Александр Владимирович, как народоволец, на общественных началах, работая председателем отдела народного образования, стремится избавить население от безграмотности и невежества. Он во всей волости открывает школы, приюты для детей и сирот, создает в Куменах театр, где ставятся классические комедии, он там – и режиссер, и артист, и гример, и декоратор.

На ту мизерную зарплату в школе, где он преподавал историю, географию и рисование, прожить было невозможно. Нужно отметить, что иногда зарплату выдавали натурой – обрезками кожи. Вот и пришлось обзаводиться коровой, козами, обрабатывать участок поля, где сеялся ячмень, рожь и овощи. Сельская работа для него не страшна, привык с детства, но вот Марии Дмитриевне, которая до этого не испытывала никаких трудностей, было не до смеха. На руках трое малых детей, корова, козы и все домашнее хозяйство. Не случайно, что без присмотра за детьми, утонула старшая дочь, восьмилетняя Танечка.

Портрет жены Марии Дмитриевны. (1922 г.)

В этот трудный период Александр Владимирович не написал какой-либо серьезной картины, только ряд этюдов – пейзажей и головы.

А в июле 1922 года – новый удар. От кори умирает семимесячный Виктор. Оставаться дальше в Куменах не было никаких сил. Все здесь напоминало о тяжелой утрате. Решили уехать в Вятку.

«Интересная книга», 1925 г.

В вятский период снова подъем. Материальное положение семьи улучшилось. Художник прилично зарабатывает в Пединституте и других учебных заведениях. А главное имеет постоянные заказы от учреждений и частных лиц. В Вятке он занимается и творческой работой – пишет антирелигиозную картину «Мало», прекрасные пейзажи, картины «Аллея в архиреевском парке», «Трифонов монастырь» и полотно «Первомайский митинг на площади имени Степана Халтурина» и другие.

При вынужденном переезде в Малмыж, когда Коля заболел туберкулезом, снова начался значительный спад. Зарплата в техникумах мизерная, заказов абсолютно нет, квартиры нет. Снова вынужден художник заняться домашним хозяйством – покупкой дома, его ремонтом, коровой, свиньями, гусями, курами и работой в саду и огороде. На творчество времени почти не остается. Но все же он пишет портреты своего ученика – марийца и орденоносной учительницы Вечтомовой, множество пейзажей, портретов детей и некоторых малмыжан. Портрет художника Максимова и другие. В Малмыже семья Фищевых жила с 1927 по 1936 год.

Наступил ленинградский период с 1936 по 1941 годы, когда он по зимам работает ведущим художником в мастерских ЛенИзо. Заработки у него высокие. Летом он много пишет: пейзажи, натюрморты, портреты. После поездки в Уржум на родину Кирова, создает серию работ, посвященных этому выдающемуся политическому деятелю. Все эти работы закупил Кировский музей в Ленинграде. Тогда же он создает картины – «Киров в техническом училище», «Киров в Хибинах и другие.

Наступила война. Снова нужда. Семья переезжает в Малмыж. Тут уж не до- высокого искусства. Александр Владимирович получает заказы на портреты по фотографиям погибших воинов. Но все же он написал два прекрасных портрета – Наймушина Акима Ивановича и его брата из деревни Подосиново.

После окончания войны у Александра Владимировича наступает новый подъем в творчестве. Он создает серию портретов, в том числе два своих автопортрета, а также портреты своих детей и внуков, большое полотно «Строительство дороги», картины «По этапу». «Слушают радио», «Семейный портрет» и многое другое. Проводит юбилейные выставки работ. Занимается литературной деятельностью – пишет воспоминания о детстве, юности, обрабатывает этнографические материалы, печатается в газетах и журналах. До самых последних дней он пишет маслом – серию натюрмортов, цветов, пейзажей, рисует цветными карандашами.

 

 Этап политкаторжан. (1950 г.)
Этап политкаторжан. (1950 г.)
Пионы, 1948 г.

 

Яблоки и ваза. (1966 г.)
Яблоки и ваза. (1966 г.)

 

Крестьянка за ткацким станком. (1967 г.)
Крестьянка за ткацким станком. (1967 г.)

На картине изображена крестьянка, сидящая за ткацким станом, спиной к зрителю. Одета в домотканый сарафан, на голове платок. Рядом с ней на широкой скамье в деревянной седухе ребенок, который увлеченно смотрит на светлую кошку. В этой картине художник показал убранство крестьянской избы 100 лет назад (как во времена своего детства): практически нет никакой мебели, занавесок на окнах, пол не покрашен, стены не поклеены.

В течение жизни художник написал более 500 работ, не считая иконописных: пейзажей, портретов, исторических картин. Им выполнены сотни этюдов, рисунков с натуры, акварелей. После его кончины персональные выставки работ художника состоялись на Украине в г. Днепропетровске, дважды в Кирове, Куменах, Казани, Саратове, Уржуме и несколько раз в Малмыже.

Более 40 живописных произведений А.В.Фищева хранится в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых. А также ряд работ хранятся в музеях страны: Казани. Днепропетровске, Москве. Санкт-Петербурге, Старой Ладоге, в Куменах, Малмыже.

Книжная выставка к 145-летию А.В. Фищева «Судьба художника» Викторина «Александр Владимирович Фищев – художник, педагог, краевед».
А.В. Фищев — художник, педагог, краевед
Top