А.В. Фищев: жизнь и творчество
(28 августа (09 сентября) 1875г. -06 апреля 1968г.)
Александр Владимирович Фищев родился 28 августа (9 сентября) 1875 г. в д. Богородская Вятской губернии в семье крестьянина-бедняка. Однако, родители дали Александру возможность учиться в школе, всячески поощряли его увлечение рисованием и первыми опытами в живописи.
В 25-летнем возрасте сбылась его сокровенная мечта, его приняли в Казанскую художественную школу. Выходец из самых низших крестьянских слоев, из «медвежьего края», в глухое царское время смог получить не только среднее специальное образование, но и блестяще окончить Императорскую Академию художеств, стать живописцем, кроме того, окончить Императорский Археологический институт и получить звание ученого – археолога. Ко всему прочему, он смог получить еще и высшее педагогическое образование, окончив высшие министерские педагогические курсы.
Александр Владимирович Фищев постоянно работал, не было года или месяца, когда бы он ничего не писал или не рисовал. Однако в его творческой активности четко выявляются периоды взлетов, а потом падений, новых подъемов и новых падений.
Так, например, наиболее плодотворным в его творчестве был период с 1912 по 1917 годы. В этот отрезок времени он утверждается, как крупный живописец, его многочисленные работы, которые он экспонировал на весенних и осенних выставках, охотно раскупались. Среди картин были такие: «Цыганка гадала», «Боярышня», «Чаепитие» и другие, причем некоторые были закуплены за рубеж.
В это время семья Александра Владимировича была хорошо обеспечена. Он прилично зарабатывал в художественной школе столицы, а Мария Дмитриевна работала солисткой в столичном хоре Бирючева, причем на заработанные деньги она купила концертное фортепьяно фирмы Беккер.
От бытовых забот оба освобождались, так как у них жила няня, которая ухаживала за детьми – Танечкой и Колей, вела домашнее хозяйство. Тогда же Александр Владимирович открыл свою художественную мастерскую. Постоянно имел заказы на портреты. О творчестве этого периода можно судить по таким картинам, которые сохранились в коллекции художника, как «Актриса», «Под зонтиком», «Девушка с цветами», «Беляева» и многие другие.
На картине изображена крестьянская девушка у лесного ключа, которая набирает воду в берестяные бураки. Одета она в домотканую одежду, на голове желтый платочек, подпоясана красным фартуком. По правую сторону от девушки густой лес, стоящий плотной стеной, в котором видны старые наклонившиеся деревья. На переднем плане сломанное дерево, которое окружают травы и цветы. Вода в ключе холодная и прозрачная, так и хочется ее попробовать. Художник хотел показать отношение человека к природе, о бережном отношении к родникам. Это место старались обустроить, черпать воду не из ключа, а чтобы она стекала по деревянному желобку.
Это озеро в зеленых берегах. Загадочное безмолвие вокруг. Удивительное затишье. Как будто вода вобрала в себя и отразила, кроме прибрежного леса, еще что – то.
В картине преобладает зеленый цвет: зеленые деревья на переднем плане, зеленая трава, среди которой не широкая дорожка. Вода в озере настолько прозрачная, что в ней видно отражение деревьев и кустарников. Дальше мы видим ясное небо и яркое солнце, из – за чего деревья кажутся в чудесном багряном, желтом уборе.
И воздух замер. И небо. И деревья. Когда смотришь на пейзаж лесное озеро, хочется побывать там, полюбоваться красотой родной природы. Это чувство проявляется благодаря тому, что художник заинтересовал нас, увлек в мир природы.
На картине изображен летний день. Золотисто – желтая рожь сверкает жарко, веселит взгляд. Легкий ветерок качает колосья, подобно волнующемуся морю. Часть урожая сжата и связана в снопы. Небо художник изобразил голубым, с кучевыми облакам
После этого «взлета» в творчестве живописца наступает период «падения», когда из-за голода в Питере Фищев эвакуировался с семьей на свою Родину в Кумены, оставив все имущество в Питере.
Началась трудная тяжелая жизнь в сельской местности. Александр Владимирович, как народоволец, на общественных началах, работая председателем отдела народного образования, стремится избавить население от безграмотности и невежества. Он во всей волости открывает школы, приюты для детей и сирот, создает в Куменах театр, где ставятся классические комедии, он там – и режиссер, и артист, и гример, и декоратор.
На ту мизерную зарплату в школе, где он преподавал историю, географию и рисование, прожить было невозможно. Нужно отметить, что иногда зарплату выдавали натурой – обрезками кожи. Вот и пришлось обзаводиться коровой, козами, обрабатывать участок поля, где сеялся ячмень, рожь и овощи. Сельская работа для него не страшна, привык с детства, но вот Марии Дмитриевне, которая до этого не испытывала никаких трудностей, было не до смеха. На руках трое малых детей, корова, козы и все домашнее хозяйство. Не случайно, что без присмотра за детьми, утонула старшая дочь, восьмилетняя Танечка.
В этот трудный период Александр Владимирович не написал какой-либо серьезной картины, только ряд этюдов – пейзажей и головы.
А в июле 1922 года – новый удар. От кори умирает семимесячный Виктор. Оставаться дальше в Куменах не было никаких сил. Все здесь напоминало о тяжелой утрате. Решили уехать в Вятку.
В вятский период снова подъем. Материальное положение семьи улучшилось. Художник прилично зарабатывает в Пединституте и других учебных заведениях. А главное имеет постоянные заказы от учреждений и частных лиц. В Вятке он занимается и творческой работой – пишет антирелигиозную картину «Мало», прекрасные пейзажи, картины «Аллея в архиреевском парке», «Трифонов монастырь» и полотно «Первомайский митинг на площади имени Степана Халтурина» и другие.
При вынужденном переезде в Малмыж, когда Коля заболел туберкулезом, снова начался значительный спад. Зарплата в техникумах мизерная, заказов абсолютно нет, квартиры нет. Снова вынужден художник заняться домашним хозяйством – покупкой дома, его ремонтом, коровой, свиньями, гусями, курами и работой в саду и огороде. На творчество времени почти не остается. Но все же он пишет портреты своего ученика – марийца и орденоносной учительницы Вечтомовой, множество пейзажей, портретов детей и некоторых малмыжан. Портрет художника Максимова и другие. В Малмыже семья Фищевых жила с 1927 по 1936 год.
Наступил ленинградский период с 1936 по 1941 годы, когда он по зимам работает ведущим художником в мастерских ЛенИзо. Заработки у него высокие. Летом он много пишет: пейзажи, натюрморты, портреты. После поездки в Уржум на родину Кирова, создает серию работ, посвященных этому выдающемуся политическому деятелю. Все эти работы закупил Кировский музей в Ленинграде. Тогда же он создает картины – «Киров в техническом училище», «Киров в Хибинах и другие.
Наступила война. Снова нужда. Семья переезжает в Малмыж. Тут уж не до- высокого искусства. Александр Владимирович получает заказы на портреты по фотографиям погибших воинов. Но все же он написал два прекрасных портрета – Наймушина Акима Ивановича и его брата из деревни Подосиново.
После окончания войны у Александра Владимировича наступает новый подъем в творчестве. Он создает серию портретов, в том числе два своих автопортрета, а также портреты своих детей и внуков, большое полотно «Строительство дороги», картины «По этапу». «Слушают радио», «Семейный портрет» и многое другое. Проводит юбилейные выставки работ. Занимается литературной деятельностью – пишет воспоминания о детстве, юности, обрабатывает этнографические материалы, печатается в газетах и журналах. До самых последних дней он пишет маслом – серию натюрмортов, цветов, пейзажей, рисует цветными карандашами.
На картине изображена крестьянка, сидящая за ткацким станом, спиной к зрителю. Одета в домотканый сарафан, на голове платок. Рядом с ней на широкой скамье в деревянной седухе ребенок, который увлеченно смотрит на светлую кошку. В этой картине художник показал убранство крестьянской избы 100 лет назад (как во времена своего детства): практически нет никакой мебели, занавесок на окнах, пол не покрашен, стены не поклеены.
В течение жизни художник написал более 500 работ, не считая иконописных: пейзажей, портретов, исторических картин. Им выполнены сотни этюдов, рисунков с натуры, акварелей. После его кончины персональные выставки работ художника состоялись на Украине в г. Днепропетровске, дважды в Кирове, Куменах, Казани, Саратове, Уржуме и несколько раз в Малмыже.
Более 40 живописных произведений А.В.Фищева хранится в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых. А также ряд работ хранятся в музеях страны: Казани. Днепропетровске, Москве. Санкт-Петербурге, Старой Ладоге, в Куменах, Малмыже.
Книжная выставка к 145-летию А.В. Фищева «Судьба художника» | Викторина «Александр Владимирович Фищев – художник, педагог, краевед». |
А.В. Фищев — художник, педагог, краевед |